Храм святого Иоанна Русского, что на Эвбее, существует уж более 60 лет. Сейчас это кажется удивительным, но он долгое время не был расписан. Дело в том, что греки сначала ищут благотворителей, а потом только приступают к живописному украшению храмовых интерьеров. И делают это на века.
Храм очень красив в своем внутреннем убранстве: пол и амвон храма сделаны из красивейшего и очень практичного белого мрамора, который добывают на горе рядом с Афинами. Что касается росписи, то ей занимается сын настоятеля храма протопресвитера Иоанна Димитриос Вернезос. Сначала был расписан алтарь, а только потом мастера приступили к работе с колоннами и сводами.
Стиль росписи - македонская иконографическая школа. Почему? Потому что ее отличают живые, насыщенные тона и светлые образы (орнаменты на белом поле и пр.). Мастера отмечают, что эта традиция прекращается в 1453 году: после падения Константинополя в иконописи наступает другая эпоха, все становится более темным и более скромным.
Сейчас македонский стиль можно увидеть в афонских монастырях Протат, Хиландар, Ватопед, а также в приделе святого Евфимия, что находится в базилике великомученика Димитрия Солунского в Салониках. Именно в этих местах иконописцы черпают идеи и вдохновение. Кстати, македонская и русские школы хорошо сочетаются, в них много красного цвета.
Как осуществлялась роспись храма святого Иоанна Русского? В первую очередь на его своды и стены был наложен защитный слой. В составе которого - хлопчатая ткань, пропитанной специальной смесью с включением клея, цинка и алюминия. Втирая смесь в материал, иконописцы получили некий левкас, используемый для иконных досок. Ситуация уникальная, в других храмах свод под роспись готовили иначе.
К чему такие сложности? Да, много работы и средств. Но зато спустя годы влажность не проникнет внутрь храма со стороны улицы и не испортит фрески.
Подготовив стены и своды, мастера нанесли рисунок углем, после чего наложили краски. Краски - самодельные, акриловые (для деревянных икон используют темперные краски на основе яичного белка и природных минералов). Фона на колоннах покрыты золотом 23-24 карата, в России делают также. Это сделано с той целью, чтобы хотя бы в колоннах греческий храм русского святого напоминал собой храмы с Родины праведного Иоанна Русского (колонны расписывают только в России, в Греции нет такой традиции).
По материалам из Интернета.
Еще почитать: