Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Приход храма Иоанна Русского

Ни­что­же мя раз­лу­чит от люб­ви Хри­сто­вой: ни обо­льсти­тель­ные обе­ща­ния привре­мен­ных благ, ни би­е­ния, ни ра­ны, ни дру­гие ка­кие же­сто­кие му­че­ния.

Святой Иоанн Русский: два альтернативных взгляда

Опубликовано 28.10.2020

Что мы знаем достоверного о нашем любимом святом Иоанне Русском? По сути - ничего. Все, что есть - Житие и мощи. Жил святой давно, поэтому есть простор для размышлений.

Решил объединить в этой статье две альтернативы: "икона" (роспись на спиле) и часть исследования (статья на Проза.ру).

"Мультяшный" образ

Работа Виктории Новиковой

Есть такая замечательная художница, создающая уникальные сувениры с изображениями святых: Виктория Новикова. Весь спектр ее работ можно найти в Инстаграме.

Красиво, правда? И святой наш добрый и душевный такой. Мне нравится :).

 

История святого Иоанна Русского. Этого нет в Житие...

На портале Проза.ру есть такая статья: "Азов. Город тысячелетий". Автор: Анна Кутырева. Привожу исследование с сокращением, в материале много интересного про сарматов, скифов, апостольском пришествии и рождении города Азов. А затем идет рассказ о святом Иоанне Русском.

Икона с Житием св. Иоанна Русского

 

Детство Иоанна Русского (Азовского)


"Молитвою всем подаеши исцеление,
и все потребная к житию и благочестию,
в нем же утверди всех, воспевающих память твою.»
(из акафиста святому Иоанну Русскому)

Святой Иоанн Русский родился около 1690 года в белом граде-крепости Азове. Детство и юность мальчика пришлись на военную пору: Азовские походы Петра Первого, стрелецкие бунты, восстание атамана Булавина, набеги крымских татар.

Благочестивые родители дали младенцу имя Иоанн, что означает «Благодать Божия», по имени святого покровителя Азова, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Младенец был окрещен в старинной Предтечевой церкви греческими монахами.

Первые детские впечатления в мусульманском городе связаны с янычарами, «воинами ислама» в тюбетейках с разноцветными перьями, протяжными криками муллы, доносящимися из мечети, крутящимися фанатиками-дервишами в юбках, огромным шумным базаром, где торговали живым товаром - невольниками-христианами, пленными русскими. Их через Азов и Крым везли на продажу в Стамбул.

Христиане-азовцы не оставались равнодушными к их человеческим страданиям и как могли, оказывали им помощь. Не все полоняники заканчивали свою жизнь в иноземном рабстве. Многим удалось бежать. Московское государство по мере возможности, организовывало выкуп русских пленников, для чего собирался специальный налог — полоняничные деньги. Пленников выкупали как русские послы, направленные к крымскому хану, так и частные лица — русские купцы.

Вместе с родителями, отрок Иоанн молился перед великой святыней - Чудотворной иконой Крестителя Господня Иоанна Предтечи, что «по преданию писана на кедровой доске в 1527 году. Иоанн Предтеча изображен, идущим в мир на проповедь покаяния. Верблюжья одежда его охвачена поясом. В левой руке у него трость с витком, где написаны словяно-греческие письмена».

Когда мальчику было пять лет, у стен крепости раздался барабанный бой и жители Азова увидели русскую армию: дивизии Головина, Гордона соединялись с силами донских казаков, семь полков московских стрельцов, четыре полка тамбовских солдат, Бутырский полк, украинские казаки с Мазепой - эта армия пришла, чтобы завоевать мусульманскую крепость.


Юность

 

К моменту появления на свет младенца Иоанна страна была освящена молитвами и постом преподобных отцов, пришедших с Севера, из Никоновской Руси.

Азов

 

В 1707 году князь Долгорукий «со сыском и отрядом в 200 человек пришли», и этим спровоцировали вооруженное восстание казаков Кондрата Булавина.

Есть сведения, что в Азове был раскрыт заговор сторонников восставших. Известно, что незадолго до похода булавинцев в Азов некоторые из горожан, человек двадцать, приезжали в Черкеск и обещали Булавину, «что они де Азов здадут». Участников его арестовали. Возможно, что среди азовских старообрядцев были и родственники Святого Ивана Русского. 5 июля 1708 года булавинцы из за сильного пушечного огня стрельцов взяли только восточную часть Азова (Алексеевский город).

Еще в 1700 году, по указу царя в Приазовье была заведена казенная десятинная пашня. Народ, приехавший по приказу царя надо было кормить и царь Петр приказал сеять хлеб под Азовом - так в пашенные крестьяне попал молодой Иван. Землю распахивали у стен крепости. Условий, необходимых для успешного земледелия не было.

 

Служба


В 1710 году, когда Иоанну исполнилось 20 лет, он был призван в армию на службу солдатом в Азовский казачий полк, где ему предстояло прослужить около семи лет.

Икона святого Иоанна Русского

Азовский казачий полк сначала разместился в деревянной крепости, по-немецки названной Транжементом, в четырех верстах ниже Черкасска, у Монастырского Церковного урочища. Царь Петр лично набросал план крепости, куда был переведен гарнизон из Азова. Месторасположение ее около столицы Войска Донского, Черкасска давало прямую возможность «присматривать» за непокорными казаками. Помимо русских солдат в строительстве ретранжемента принимали участие сосланные стрельцы. «Кроме Транжемента, около Черкасска с 1707г существовали крепости Ново-Павловская, Бахмутская, Битюк, Хоперск. Однако, эти укрепления оборонялись собраниями станичных атаманов.»

Конный Казачий Николаевский Полк волоха Васильева выполнял самые различные службы: почтовую, таможенную, хозяйственную.

Предстояла новая жизнь в казарме, среди драгун. Новобранец Иван, как и многие молодые солдаты вступил на новый этап своей жизни и возникающее тоски подавлял горячей молитвой и Господь не оставлял своего избранника.
Новобранцы занимались изучением уставов, оружия, военной техники, приемов действий в бою. Приходилось смиряться и перед строгим окриком командира, и перед неумолимой требовательностью военного уклада жизни.
Казаки составляли четвертый разряд русской конницы, легкую конницу, вооруженную саблей и пикой.

Рядовому Ивану платили жалование 10 копеек в день, а прочее в виде сукон габсбургских, да хлеба.

Военный мундир - длинный суконный кафтан с разрезами на спине и на боках, рукава этой простой одежды заканчивались широкими обшлагами. Эту характерную одежду, «с широкими обшлагами», можно увидеть на иконе Святого Иоанна в храме в Прокопионе.

Под кафтан надевался камзол, похожий на него по крою, но более узкий и короткий; наряд дополняли рубашка, галстук, широкие штаны до колен, чулки, башмаки, (а у конников сапоги с твердыми голенищами и раструбами, называемые по моде ботфорты). На голове у солдата был картуз - колпак из фетра с отворотами.

Служба проходила по «Строевому Положению генерала Головина» и «Уставу регулярной конной кавалерии», конница создавалась по типу драгунской, большое значение придавалось обучению приемам штыковой атаки и рукопашной схватки.

С раннего детства Ваня приучен был к лошадям, по казачьему обычаю его в 3 года первый раз посадили на коня, обошли с ним вокруг церкви. В 7 лет мальчики-донцы уже самостоятельно ездили по поручению старших мужчин-казаков. В это время крестными ему давалось первое оружие. Иван был потомственным коневодом, как и многие русские азовцы.

Служба казачьего полка началась не сразу: весной 1712 года, во время разлива Дона случилось то, чего Петр никак не мог предусмотреть – крепость около Черкасска была затоплена буйными вешними донскими водами.

Немногие сохранившееся документальные свидетельства рассказывают о событиях, происходящих в крепости. К 1717 году резко усилились татарских набеги Бахты –Гирея, «салтана с кубанскою ордою», ставшие по существу настоящей войной.

Оставшихся в Азове жителей грабили и уводили в плен. До нас дошли сведения о совместных боях Николаевского полка. походе донских казаков Василия Фролова при реке Иловле 2 сентября 1717 года, где было отбито у татар 1000 пленных русских.

Святой Иоанн Русский в составе полка принимал участие в жестоких кровопролитных боях с крымским Бахти-гирееми и стал героем-освободителем для многих русских людей. Эти документы являются подтверждением рассказа отца Иоанна, настоятеля храма Иоанна Русского в Греции: « После многих сражений, в которых он проявил мужество и отвагу, русский солдат попал в плен.»

 

Плен

 

В январе 1718 года солдат Николаевского Конного казачьего полка волоха Васильева Иоанн был взят в плен около Азова татарскими воинами.

Фреска. Пленение святого Иоанна Русского агарянами

Вот как описан этот момент в истории крепости: «Неприятель Бахти-Гирей салтан, с кубанскою ордою в десять тысяч человек пришед войною и перешед через Дон промеж Черкасск и Транжемента и зашед позади Черкасска в Рыковской станице в ту станицу бил войною. И от его, салтанова войска отбегали кубанские татары человек сорок и подбегали к транжементу, к самым рогаткам и за помощью Божией ничего не учинили, только взяли команды моей Николаева полка Васильева казака и черкесских базовых калмык в полон».

Военнопленных христиан переправили через Кубань в турецкий Константинополь, который теперь носил название Стамбул. Турки старались обратить пленников в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили, особенно молодых, пригодных для службы воинов, чтобы затем принять в ряды янычар. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами.

«Страдая морально и физически, военнопленные были приравнены к бессловесной скотине, которая продается на рынке на всеобщем обозрении. Измученные холодом, истомленные голодом и жаждой, худые и бледные на лице, почернелые, шли они, незнакомыми краями среди других народов, голые и босые и ногами кололись о тернии и со слезами говорили между собой «я из того места, а я из того села», со слезами рассказывали про свою Родину, возводя очи в Всевышнему, который знает все тайны.»

Единственным их утешением было спрашивать друг друга кто откуда, слышать родную речь и делиться воспоминаниями.

Трудно описать моральные страдания, которые переносили пленники во время продажи на невольничьих рынках. Султанские флоты выгружали многие тысячи людей и народонаселения целых городов здесь были распроданы.

«Широкий, неправильный двор, кругом стен лавочки, ложи, закрытые решетки, в коих заперты люди. Посреди огромный навес и под ним сидят купцы и дети, проданные родителями из стран Африки, которые представлялись семьею маленьких зверей, вывезенных напоказ из африканской степи. Это последняя степень морального и физического уничижения Царя Создания.» - это описание невольничьего рынка в Стамбуле.

Здесь Святой Иоанн был продан аге (полковнику) янычар для работы конюхом.
На его вопрос, почему он не хочет принять ислам, святой юноша отвечал старому аге, командиру янычар:

«Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания временных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, если же будешь принуждать меня к вероотступничеству, я отдам тебе голову мою, но не веру мою, христианином я родился, христианином и умру.»

Через много лет, Бог, видящий твердость веры молодого пленника, смягчил сердце хозяина, пожилого янычарского аги. Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь, а так же великие чудеса, которыми Господь украсил Святого, смирили жестокое сердце господина.

Через несколько лет ага и его семья полюбили своего невольника, хозяин стал доверять праведному и уважать его, предложил ему жить, как свободному, в помещении.

«Покровитель мой — Господь Иисус Христос и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине», — сказал солдат и отказался перейти в новое жилище.

Прилежно исполняя свои обязанности, молодой солдат заботился о лошадях своего господина. Чувствуя благодать и любовь святого, чудесные каппадокийские кони ждали его, когда он отсутствовал, и ржали от радости, видя его.

Другие нередко издевались над ним, видя его усердие. Избитый, в рубище, лишь подпоясанный солдатским ремнем, босой, молодой пленник не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Возможно, что он вспоминал чудесный случай, когда в 1674 году один почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения Божьей Матери был чудесным образом перенесен в обитель.

Ночью конюшня наполнялась благоуханными ароматами молитвы. Блаженный Иоанн молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом или под сеном, предназначенным на корм животным.

Святой ходил тайком в пещерную церковь святого Великомученика и Победоносца, покровителя воинов Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина.

Через некоторое время даже турки, пораженные преданностью родной вере, которую проявил русский солдат, стали называть его "вели", что значит "святой".

Так за 12 лет рабства прошел Иоанн нелегкий путь от "киафа" до "Вели", усмирил зверства турок незлобивостью, смирением и горячей молитвой.

В конце жизни Господь сподобил своего избранника даром апостольского служения: ему удалось обратить в христианскую веру многие мусульманские семьи.

Возможно, что он был знаком с трудами христианских богословов Иоанна Дамаскина, Николая Кузанского, Фомы Аквинского.

Весной 1730 года, после 12 лет рабства у турок в городе Урктюбе, святой тяжко заболел и почил о Господе.

Священник, который исповедовал и причащал Иоанна, через три с половиной года увидел сон: Иоанн сказал ему, что душа его спаслась, а тело пребывает нетленным. Жители Прокопиона — христиане, подняли захоронение русского пленного воина.
И, о чудо, мощи оказались нетленными, таинственный благоуханный аромат исходил от них. Пораженные люди перенесли мощи в храм, который русский невольник посещал при жизни, когда представляла возможность.

Сейчас мощи святого пребывают на греческом острове Эвбея.(К нему ведет прямая дорога из Афин по мосту через пролив.) В небольшом селении Прокопион, что раскинулось в живописной горной долине находиться храм мощами Святого Иоанна Русского, а так же приют его имени, две гостиницы для паломников.

Остров Эвбея - мир зеленых шумных лесов, горных рек, богатых деревень. Здесь находиться и монастырь святого Преподобного Давида Эвбейского.
Его настоятель, греческий игумен Иаков Цаликас был великим почитателем и молитвеннником Святого Иоанна Русского.

Тысячи разных людей стекаются сюда на престольный праздник 9 июня и по ходу торжественного шествия, с балконов осыпают золотую раку с мощами благоухающими лепестками роз.

Неисчеслимы явимые святым чудеса. Много посмертных явлений. Святой Иоанн Русский обращается к русским сородичам и призывает: «Молитесь мне!», и в то же время со скорбью говорит, что «много поклонников, но мало чад духовных» (в видении афонскому монаху).

Память св. прав. Иоанна Русского совершается 27 мая ст. ст. (9 июня нов. ст.)

Автор второй части статьи: Анна Кутырева, 2009

Вот такие интересные вещи нашел. Тоже есть чем поделиться? Напишите мне, пожалуйста.

 

номер карты Сбербанка для пожертвований: 5228 6005 7226 5892