Когда неофит узнает об Иисусовой молитве, его переполняет восторг: казалось бы, спасаться так просто, перебирай себе четки! Но за этой кажущейся легкостью стоит многая беда – беда вплоть до падения в духовном плане и простого человеческого сумасшествия.
Почему? Ответ есть во многих трудах святых отцов, я же приведу здесь цитаты из книги "Монастырь в миру".
Итак, Иисусова молитва может быть опасной для делателя, если:
1) начинать без руководителя,
2) сразу начинать со многого,
3) постоянно ждать результатов,
4) пренебрегать установленной общецерковной молитвой,
5) не бороться со страстями.
Про руководителя, "ноши не по себе" и ожидание результатов все понятно. Далее..
Увлекаясь молитвой Иисусовой, часто заменяют ею установленное утреннее и вечернее келейное правило, а иногда даже и церковные службы.
Новизна и сила молитвенных переживаний, внешнее удобство – возможность творить молитву про себя при всяких условиях – вводят в соблазн: является желание заменить все остальное молитвой Иисусовой.
Есть такое? Есть. И вот возникают мысли:
«Не все ли равно, какими словами молиться? Если я через молитву Иисусову достигаю исключительного подъема – зачем мне постоянно ходить в церковь или дома вычитывать другие положенные молитвы, которые такого действия на душу мою не оказывают?».
Молитва Иисусова ни в коем случае не должна заменять собою установленных Церковью правил и служб.
Вставший на путь «замены» постепенно отходит от главного источника всех истинно молитвенных состояний – от Церкви. Соблазняемый дьяволом, который внушает, что замена молитвой Иисусовой всего остального есть замена «высшим» «низшего», молящийся, как слепой, идет в духовную пропасть.
Обособленный в своей молитве от молитвы общецерковной, молящийся замыкается в кругу своих личных молитвенных переживаний, услаждаясь некоторое время ими как необычайно возвышенными, доходя во время молитвы чуть ли не до новых «откровений», или впадает в прелесть: горделиво начинает мудрствовать о себе как о человеке богоизбранном, имеющем непосредственную связь с Богом, помимо Церкви, или теряет все сразу и впадает в уныние.
Надеюсь, эти слова из книги "Монастырь в миру" кого-нибудь, да отрезвят. Сам труд, кстати, рекомендую почитать – да, порой сложно книга "идет", но в ней много чего можно найти душеполезного. Обзор по книге я разместил здесь:
Дмитрий, приход храма святого Иоанна Русского
Еще почитать:
- Собираем на котлован и забор. Пока есть треть суммы
- Я понимаю, что она устала, но все же...
- Как смиряться? Советы старца