Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим — и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.
Претензии к Творцу
– В апреле 2017 года в Кемерово прошёл массовый молебен о защите от пожаров, – пишет блоггер, намекая, что таки не помогло обращение к Богу.
– Помолились год назад, один раз, и сочли, что застраховались? – Недоумённо спросила я.
Когда ищут виноватых в очередной трагедии, Бог тоже в списке – почему допустил?
Интернет-истерия отметает здравый смысл, френд-лента в визгах и воплях, все ищут виноватых, тут же скандалят и обставляются фотографиями свечек на чёрном фоне – так демонстрируют сострадание.
Сострадать в виртуальном мире удобно – это не требует затрат.
Где-то в комментариях я робко заметила, что вообще-то в Великий пост развлекаться православным не след. Так чему удивляться, если люди, нарушая каноны своей религии, страдают? В ответ вспылила пожилая дама:
– Мракобесие! Днище! Вы считаете, что Бог сжигает людей за просмотр кино в пост?
Я уже не раз поясняла в статьях, что Бог сам не наказывает, он просто отворачивается от человека, который не чтит его. Бог — личность. Вы сами разве не отворачиваетесь от тех, кому вы не интересны, кто не уважает вас? Но когда мы становимся безразличны Творцу, на его место приходит Дьявол. Вот он и сжигает, он рушит, он губит. Потому что мы сами принимаем его власть.
– Я вообще не православная! – Сообщила собеседница.
Но примечательно то, что представители других религий на постсоветском пространстве тоже не отличаются набожностью. В Москве я из любопытства заходила в храмы разных конфессий – как правило, на будничных службах присутствовали 20-25 человек.
Поэтому – какие претензии к Богу? Его просто игнорируют.
В детстве я жила недалеко от Дома культуры, где демонстрировались различные фильмы. В пост и под православные праздники бабушка-церковница запрещала мне посещать сеансы, поскольку это грех. Однако мама была не столь ортодоксальна и разрешала ходить в кино в любое время. Но она опасалась обидеть бабушку, которая часто приезжала в гости. Поэтому порой происходила такая сцена. Я сижу в кинозале, заходит мама, вызывает меня, говорит:
– Сейчас из церкви вернётся бабушка, иди домой, иначе она расстроится.
И я шла домой. И так продолжалось до девятого класса.
Наверное, ни у кого из погибших в кинозале детей не было такой вот надоедливой бабушки, которая заявила бы:
– В пост никуда не пойдешь! Никаких развлечений!
Мракобесие? А сколько бы людей уцелело…
– РПЦ видит причину в том, что плохо молимся! – Заходятся в соцсетях либеральные соотечественники.
Да, молимся скверно, точнее вообще не молимся – только когда дело доходит до чьей-то панихиды, вспоминаем про иной мир.
Конечно, в случае трагедий, подобных кемеровской, с рациональной точки зрения, виноваты и владельцы, и чиновники, и охранники, и спасатели. Не просчитали, не успели, не сообразили… И не были действительно верующими людьми! Потому что в религиозном обществе такие трагедии были бы невозможны. Там сделали бы всё ради блага ближних, ради их безопасности. Не врали бы, не воровали, не подписывали фальшивых документов о безопасности здания, не медлили, когда требуется помощь.
Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим – и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.
Без Бога — не до порога
Конечно, невинное развлечение в пост само по себе не преступление. Но проблема в повседневном мышлении россиянина – абсолютно не религиозном. Он лба не перекрестит перед едой, перед поездкой, перед работой. А потом грозит кулаком небу: как Ты допустил?!
Сама атмосфера, в которой мы живём, лишена благодати.
Раньше даже речь человека была полна упоминаний о Всевышнем:
«Ступай с Богом!», «Ради Бога, послушай», «С Божьей помощью сделаю», «По Божьей милости получилось», «Слава Богу, всё хорошо».
Сегодня, по моим наблюдениям, в провинции разговорным языком является мат. Особенно у мужчин и, увы, подростковых компаний. Они не ссорятся, они так общаются – мирно и дружелюбно. Не только междометия, но и существительные и глаголы заменяет виртуозное сквернословие. И вот уже кто-то полез чистить колодец, а его завалило. Или трое въехали на машине в электрический трансформатор. Или гуляли летом свадьбу, а детей оставили в надувном бассейне – один там и утонул. И снова вопли над гробом: «Почему ушёл такой молодой?» «Почему такой маленький?» Горько, страшно, несправедливо.
Смотрела я ролик с пожара, где мужчины пытаются выломать дверь, чтобы спастись. Что там звучало? «Ё…ный в рот, мужики!» Даже в такой обстановке люди не просили: «Господи, помоги!» Ну непривычно это для них.
И кто из нас, начиная день, просит Всевышнего о защите? «Господи, благослови. Спаси и сохрани от внезапной лютой смерти». Монахи, священники да старушки.
Грядёт сезон отпусков. Не раз на знойном юге слетали в пропасть туристические автобусы. Но о чём волнуется отдыхающий, садясь в такой автобус? Не забыл ли купить минералку и шоколадку! А про дорожную молитву не слышал. И некому вслед перекрестить.
Заткнул уши наушниками, а там любимый рэп и снова – здравствуй, матерщина. Что рядом с такими людьми делать ангелу-хранителю?
И к вопросу: почему гибнут дети? Придётся напомнить, уже сказанное в предыдущей статье о катастрофах – за грехи родителей.
«Если родители за детей не молятся, к Богу их не приучают, как Господь будет их хранить?» – задаёт риторический вопрос Паисий Святогорец.
Толерантное православие
Что интересно, когда происходят массовая гибель людей, даже на православном форуме нет религиозного осмысления трагедии, только вскрики: «Какой ужас!»
Тем, кто пытается найти в происходящем смысл, затыкают рот – мол, родственникам погибших это не нужно, не надо искать логику в случившемся.
Но у Бога есть логика. Это не бессмысленная стихия, которой поклонялся пещерный человек. И я не могу верить, отключив мозги ради толерантности. Неужели святые отцы также, как некоторые сегодняшние пастыри, говорили, что не следует искать причинно-следственную связь в происходящем?
Почти все современные люди блудили или блудят, все осуждают ближних, кто-то травит тех, кто от них зависит, кто-то попивает, кто-то подворовывает, но все считают, что на них это никогда не отразится! А если отражается, считают, что пали жертвами слепой судьбы. И для остальных это так же не становится уроком. Они слышать не хотят о Боге, они считают себя мудрыми, добрыми, чистыми. Случилась беда? Не повезло! Напортачили политики, чиновники. И только.
Но свечки надо ставить не в интернете, а в храме!
Современный священник Александр Уминский когда-то по поводу другой трагедии пояснил: «По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.
И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров».
Мои оппоненты могут сказать: значит, в том, что что-то где-то горит, рушится, взрывается, не виноваты ответственные лица? Разумеется, виноваты. Их долг заботиться о технической безопасности. Но всем не помешает забота о безопасности духовной!
Как защитить себя молитвой?
В современном обществе бытует заблуждение, что для молитвы предназначены только определённые места – церкви, часовни, святые родники. Туда приходят в трудные минуты. Однако молиться следует ежедневно, а по мнению святых отцов, ежеминутно.
Но поскольку современный человек не отшельник и многие профессии требуют сосредоточенности, то нужно хотя бы утро начинать с обращения к Богу, креститься, начиная важное занятие, вспоминать ангела-хранителя, отправляясь в путь и отходя ко сну.
Вот как говорит об этом святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894):
«Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!» Кончаешь дело — говори: «Слава Тебе, Господи», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается — говори: «Спаси, Господи, погибаю»».
Мы получаем несчастья по своим грехам, поэтому стоит чаще просить прощения у Бога – нам не ведомо, в какой час получим воздаяние. Иоанн Златоуст (+407) советует порой взглянуть на небо и с раскаянием мысленно произнести: «Помилуй мя, Боже»:
«Кто сказал «помилуй» — тот исповедался и сознал грехи свои».
Чтобы мы не множили свои проступки, общаясь с ближними, схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) подсказывает: «На работе и при людях старайся умно предстоять пред Богом, то есть имей память Божию, что Он тут».
Также замечено, что если человек просьбу к Богу предваряет благодарностью за что-либо, то быстрее получает ответ. Поэтому не стоит только просить, не замечая даров свыше.
Православная традиция приписывает многим святым способность помогать в определённых трудах или нуждах.
Например, Николай Угодник – скорый помощник для путешествующих. Симеон Богоприимец – покровитель детей. Георгий Победоносец – защитник от врагов. Более подробные сведения можно найти на церковных сайтах. Соответственно своим планам стоит взывать к святым, чтобы снискать их помощь.
Лично я люблю поэтичные псалмы Давида – самые древние молитвы.
Найдите время для обращения к Небесном Отцу, и Он найдёт время для вас. Несколько добрых слов, сказанных искренне, смиренно, покаянно, свяжут вас с Ним, и вы не будете одиноки перед лицом опасностей и скорбей.
Богу нужно немного, но от сердца.
Марина Струкова, Media.Elitsy.ru
Еще почитать: