Взял из рассказа монахини Варвары (Пы́льневой), повествующей жизнеописание трех Глинских старцев.
Распорядок Глинской пустыни в начале 20-го века
Что встретил в обители новый послушник? Ночью, в полночь повседневное уставное богослужение. После полушницы, которая начиналась в полночь, следовала утреня, продолжавшаяся 3 часа.
После кафизм и 6-ой песни канона все слушали святоотеческие поучения и Пролог. По окончании утрени лития по усопшим. К 6-ти часам заканчивалась утреннее богослужение, начинали читать акафист Божией Матери.
В 8 час служили литургию. Вечерню совершали в 16 ч., затем литургия по усопшим и небольшой перерыв. В 18 ч. – повечерие с 3-мя канонами, вечерние молитвы, помянник. С пением стихиры «Иже крестом ограждаеми» прикладывались ко Кресту, вынесенному из алтаря. Теперь можно расходиться по кельям.
Под воскресные и праздничные дни всенощное бдение было действительно таким – служили ночью по 4–5 часов. К тому же, надо было выполнить келейное правило, которое благословил старец. Его настоятель назначил каждому, кто желал вступить в братство и прошел предварительное испытание.
Обычно первым «послушанием», т.е. назначением на исполнение определенных работ, была помощь о. гостиннику. Он ведал размещением богомольцев в гостинице, должен был устроить их быт, познакомить с порядками в обители. Помогали ему около 20 насельников.
Всех паломников в начале ХХ -го века за год было до 60 тысяч, работы послушникам хватало. Главное на что обращали внимание старшие по послушанию, это-то как молодые послушники или только еще находившиеся на испытании относятся к людям. Этим закладывается фундамент будущего духовного возрастания.
Глинская пустынь после возрождения в конце 40-х годов прошлого века
... архимандрит Нектарий сразу же после открытия Глинской пустыни ввел строгий афонский устав. Богослужение начиналось в 4 утра. Сначала – утренние молитвы, потом полунощница и утреня. После 3-й и 6-й песни канона и после кафизм читались святоотечиские поучения и пролог.
После утрени – 1-й час. К 7 или 7: 30 она кончалась и все, кроме служащих, шли на послушание. После утрени в субботу – акафист Спасителю или Божией Матери. В 9 часов совершалась Божественная литургия, всегда одна, так как в обители тогда был один храм и один престол в нем.
С 12 до 13-обед, после которого все шли на послушание. В 16 часов вечерня до 17 часов, потом небольшой перерыв. В 18 часов – повечерие, 3 канона и молитвы на сон грядущим. Для отдыха оставалось мало времени.
Еще почитать: